Поверните экран
Климат-контроль
Вашего бизнеса
Заказать звонок
Продуктовый ритейл: что это такое, форматы, развитие и тенденции
ул.Рябиновая 51с1 Москва, Московская область

Продуктовый ритейл: что это такое, форматы, развитие и тенденции

Термин «ритейл» пришёл из маркетинга, но быстро распространился в разных сферах торговли, не обойдя стороной и рынок продуктов. Продуктовый ритейл обладает своей историей развития, специфическими чертами, особыми технологиями. В этой статье мы рассмотрим его основные особенности, характерные признаки, инновации и перспективы развития.

Что такое ритейл

Термин «ритейл»

В дословном переводе с английского слово retail означает «розница». Но на данный момент термин, скорее, является синонимом словосочетания «розничная торговля». То есть обозначает принцип организации торговли, при котором товар закупается оптом, а затем реализуется с наценкой в разноформатных торговых точках. Рынок розничной торговли огромен, и к нему, конечно же, относится и продуктовый ритейл.

Форматы ритейла

Есть несколько разновидностей розничной торговли. Их можно распределить по типу реализуемой продукции. Есть два основных вида: торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Также существует классификация по способу распространения. Есть ритейл:

  • Стрит. Относится к торговым точкам, размещённым преимущественно на первых этажах оживлённых улиц города.
  • Онлайн. Продажа через интернет: сюда относятся все онлайн-магазины.
  • Сетевой. Распространение продукции через сеть торговых представителей, которые берут на себя продвижение, продажу, хранение и доставку товаров.
  • Мобильный. Развивающийся рынок продажи через мобильные приложения. Во многом схож с онлайн-ритейлом, но всё же выделен в отдельный формат.

Цели и специфика

Основными целями продуктового ритейла являются удовлетворение потребительского спроса населения и получение прибыли из торговли продуктами. Для розничного рынка характерны:

  • Общедоступность. Розничная продукция доступна для приобретения всеми потребителями. К числу ограничений относятся лишь требования законодательства, затрагивающие определённые виды продукции, например, сигареты или алкогольные напитки.
  • Обширная нормативно-правовая база. Продуктовый ритейл регулируется рядом законов — «О торговле», «О защите прав потребителя», «О розничных рынках».
  • Специфика ценообразования. Формирование цен здесь осуществляется на основе спроса. При этом они всегда превышают оптовые, поскольку включают надбавку для покрытия издержек и получения прибыли.
  • Широкий ассортимент. Покупателям доступен огромный выбор различных товаров, в том числе аналогичных от разных производителей.
  • Разные форматы торговли. Потребители покупают товар разными способами, и торговые форматы постепенно совершенствуются под влиянием технологического прогресса и увеличения потребностей покупателя.

Что такое «продуктовый ритейл»

Розничная продажа продовольственных товаров — один из первых видов торговли, в наше время получивший современное название «продуктовый ритейл». Это наиболее стабильная торгово-розничная сфера, поскольку пищевые продукты относятся к товарам первой необходимости. Продавцы реализуют товары, необходимые для закрытия потребностей покупателя, а также предлагают сопутствующие услуги. Например, доставку до двери.

Отношения между продавцом и покупателем контролируются законом «О правах потребителей». В соответствии с этим законом, продавец обязан предлагать товары высокого качества и осуществлять их продажу в условиях, соответствующих обозначенным требованиям. Также игроки рынка занимаются постоянным продвижением и рекламой продукции, изучают спрос населения, всячески побуждают потребителя к покупкам.

Основная прибыль — разница между ценой закупки и продажи. Продавец делает большие закупки, после чего продаёт товары поштучно, либо в любом другом количестве. Продуктовый ритейл является многогранной сферой деятельности, включающей в себя множество форматов.

Розничная торговля продуктами

Эволюция розничной торговли продуктами

Торговля пищевыми продуктами уходит корнями в далёкое прошлое. Одна из ранних организованных форм продуктового ритейла — лавки купцов. Изначально они представляли собой точки смешанной торговли, но со временем начала образовываться специализация. В каждой лавке покупателям стали предлагать конкретный тип товара — так появились хлебные, кондитерские, мясные лавки.

Одновременно с лавочной торговлей начала развиваться рыночная — появились рынки, базары. С развитием промышленного производства стали открываться первые продуктово-розничные магазины. В ходе постоянной эволюции рождаются новые формы ритейла, открываются новые перспективы для увеличения прибыли.

Как и другие виды рыночной торговли, продуктовый ритейл расширяется, повышая удовлетворённость покупателя. К концу XX века большую часть рынка охватывают розничные сети. В XXI веке стали активно развиваться технологии, позволившие расширить границы торговли.

Магазины самообслуживания стали привычным явлением, им на смену пришёл онлайн-шоппинг. Здесь примечателен тот факт, что даже с появлением новых форм торговли старые не теряют актуальности. Некоторые потребители до сих пор предпочитают покупать овощи на базаре, в то время как другие заказывают их в мобильных приложениях.

Специфика рынка

Продажа продовольственных товаров — наиболее устойчивый вид предпринимательской деятельности. Именно этот факт постоянно привлекает на продуктовый рынок новых игроков. Рост конкуренции приводит к поиску новых торговых решений, а также становится причиной падения прибыли.

Продуктовый ритейл является низкомаржинальным рынком, поскольку разница между себестоимостью и ценой товаров невысока. Поэтому основная цель игроков — наращивать объёмы продаж, а вместе с ними и прибыль. Доли рынка розничной торговли в России делятся между крупными и мелкими сетями, базарами, розничными магазинами нового формата и пр.

Борьба между конкурентами здесь очень напряжённая. В ней участвуют российские и зарубежные компании. В последние годы особенно заметны изменения под влиянием консолидации и растущей конкуренции. Ежегодно рынок покидают десятки мелких игроков, не выдерживая давления игроков федерального масштаба.

Специфика торговли пищевыми продуктами

Основные игроки российского рынка

Для продовольственного рынка в России характерен постоянный рост. Сетевые ритейлы охватывают всё больше, постепенно вытесняя мелких торговцев. На сегодняшний день крупные продуктовые ритейлеры занимают около 30% рынка, и продолжают наращивать охваты. Среди них:

  • X5 Retail Group. Сюда входят такие крупные сети, как «Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток», а также цифровые медиаплатформы «Около» и «Food.ru». Розничноторговая компания не первый год удерживает лидерство по выручке, за 2021 год её доля рынка выросла до 12,8%.
  • «Магнит». Несмотря на рост конкуренции, сеть удерживает свои позиции. В 2021 году компания завершила сделку по приобретению сети «Дикси». Сейчас в России открыто около 26 тысяч магазинов, а рыночная доля за 2021 год выросла на 1,9% от 10,9%. Является крупнейшей сетью.
  • Mercury Retail Group («Бристоль», «Красное&Белое»). После слияния объединённая компания стала третьей в России по выручке. В 2021 году общее количество магазинов составило приблизительно 14 тысяч. Несмотря на продажу сети «Дикси», ритейлер смог удержать третье место в рейтинге.
  • «Лента». Российская сеть, демонстрирующая ежегодное расширение и рост продаж. Сегодня открыто около 255 гипермаркетов и 419 супермаркетов.
  • «Светофор». Сеть магазинов низких цен уверенно вошла в список крупнейших ритейлеров ещё в 2020 году, и за 2021 также продемонстрировала внушительный ежегодный рост выручки.
  • «Ашан». Французская корпорация продолжает освоение российского рынка, открывая торговые точки разных форматов, но теряет позиции в рейтинге. Сейчас открыто около 270 точек, но последние 4 года, по данным аналитиков, прибыль компании снижается.
  • Metro Cash&Carry. Ещё один зарубежный ритейлер, удерживающий позиции на российском рынке. Показатели последних лет оставляют желать лучшего, но компания прилагает усилия для удержания своей доли. Одним из таких решений стало развитие формата мелкооптовых гипермаркетов, а также магазинов шаговой доступности «Фасоль».
  • «Окей». Российская сеть гипермаркетов и супермаркетов, включающая около 195 магазинов.
  • «Вкусвилл». За счёт быстрой адаптации к новым рыночным реалиям ритейлер значительно увеличил динамику выручки за 2020 год, одним из первых перейдя в онлайн-формат. В 2021 году выручка продолжила расти.
  • «Монетка». Сеть продолжает удерживать позиции в десятке, наращивая прибыль.

Также, кроме десятки лидеров, на рынке присутствует множество других игроков, например, «Мария Ра», «Ярче!», «Глобус», «Аникс», и пр. Каждый стремиться увеличить охват.

Тенденции развития

Пандемия оказала значительное влияние на продуктовый ритейл: стали более востребованы небольшие магазины, в то время как прибыль гипермаркетов продолжает снижаться. Ситуация становится более напряжённой, эксперты отмечают замедление темпов роста. Среди основных тенденций:

  • Расширение сетей. Каждая сесть стремиться освоить все сегменты рынка, стараясь выдавить мелких торговцев.
  • Освоение формата онлайн-торговли. В период локдауна многим компаниям пришлось быстро осваивать непривычный для себя формат, и эта тенденция продолжит увеличиваться, приводя к росту конкуренции.
  • Ритейл-брендинг. Постоянная коммуникация с продавцом стала для потребителя привычкой, и ему уже не хочется посещать незнакомые торговые точки. Поэтому много сил ритейлеров направлено на развитие бренда, узнаваемость, качество обслуживания.
  • Новые услуги. В магазинах появляются новые виды сервиса. Горячая свежая выпечка и напитки навынос стали привычным делом, сейчас есть возможности разогрева блюд, заказа до двери, продажи готовых наборов.
  • Здоровая еда. Популярность натуральных свежих продуктов растёт, поэтому многие магазины предлагают потребителям готовые блюда для здорового питания. Эта тенденция продолжит набирать обороты.

Технологии

Продуктовый ритейл развивается одновременно с технологиями, поэтому торговля постоянно претерпевает изменения. Потребителю всё чаще придётся взаимодействовать с электроникой. Уже сейчас повсеместно распространены кассы самообслуживания, а размещение товаров осуществляется на основе аналитических данных о поведении потребителя.

Оплата стала чаще проводиться при помощи смартфонов, нежели наличными или картами банков. Если сейчас со смартфона можно оплатить товар и пробить скидочную карту, то в дальнейшем с его помощью можно будет получать консультации, уникальные предложения. Развитие технологий открывает новые возможности для совершенствования принципа гибкого подхода к каждому потребителю.

Инновации на рынке продуктов

Технический прогресс не оставляет в стороне и торговлю. Поэтому без инноваций не обойтись. Наблюдаются следующие тенденции:

  • Мобильный шоппинг. Сейчас сложно представить себе жизнь без смартфона, особенно это касается младшего поколения. Молодые люди не станут ходить на базар, часами выбирая овощи или мясо. Им проще сделать заказ через интернет у проверенного продавца, поэтому востребованность доставки товаров на дом только увеличивается.
  • Развитие доставки. За счёт постоянного развития скорости обслуживания покупатель всё меньше готов ждать, поэтому продавцы конкурируют между собой в вопросе скорости доставки. Появились сервисы, привозящие продукты «за 15 минут», и их количество возрастает.
  • Индивидуальный подход. С помощью цифровых технологий компании могут собирать данные о покупателе, узнавая его предпочтения и особенности поведения. На этом выстраивается система уникальных предложений, и такая тенденция тоже будет развиваться.

Торговые форматы

Сейчас российский продуктовый рынок объединяет старые и современные торговые форматы. Самыми распространёнными являются:

  • киоски, павильоны;
  • магазины малого формата;
  • универсамы;
  • гипермаркеты, супермаркеты;
  • рынки.

Крупные торговые сети включают малоформатные магазины, гипермаркеты, супермаркеты и универсамы.

Популярные статьи